Построение аккордов для гитары

Итак, наша гитара готова для игры. Как уже говорилось выше «игра на
гитаре» понятие растяжимое. Мы будем учиться аккомпанировать голосу по
самому простому варианту, а именно извлечением аккордов разными
способами в зависимости от ритмического рисунка мелодии. Что такое
аккорд ?
Аккордом называется одновременное звучание 3 и более звуков. Если вы еще не знаете, то скажем, что существует семь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Расстояние
между нотами в музыкальной теории измеряют полутонами. Так вот между
всеми нотами лежат 2 полутона, кроме связок Си-До и Ми-Фа, между этими
нотами расстояние в один полутон (это важно запомнить, пригодиться для
самостоятельного построения аккордов).
Самый
распространенный аккорд для шестиструнной гитары – Ля минор (Am). Звуки
аккорда соотносятся между собой по определенным правилам. Так для аккорда Am
первой нотой будет нота Ля, второй – До, третьей – Ми. Так вот между Ля
и До мы имеем интервал в 3 полутона (как определять смотри выше), между
До и Ми – 4 полутона. Вот оно и правило для построения минорного
аккорда: первый интервал аккорда -3 полутона, второй интервал – 4
полутона. А теперь пример. Построим аккорд Ми минор (Em). Аккорд Ми минор,
значит, звук от которого будем строить аккорд – Ми. Теперь нам нужно
найти второй звук аккорда. Как уже говорилось выше, первый интервал
минорного аккорда равен 3 полутонам. Считаем: связка Ми-Фа – 1 полутон
(внимание 1 не 2!), связка Фа-Соль (2 полутона). Итак, от ноты Ми
(основы аккорда) на 3 полутона отстоит нота Соль, значит, вторым звуком аккорда Em
будет нота Соль. Теперь также найдем и третий звук аккорда. Считаем:
Соль-Ля – 2 полутона, Ля-Си - 2 полутона. Вот мы и набрали требуемые 4
полутона, именно столько полутонов во втором интервале минорного аккорда
(см. выше). Итак, третий звук аккорда Em будет Си. А вот и весь Ми
минор (Em): Ми-Соль-Си.
Мажорный аккорд строиться аналогично, только в нем первый интервал
содержит 4 полутона (сравните с минорным, там 3 полутона ), а второй – 3
полутона (у минорного – 4 полутона).
Построим аккорд Ля мажор
(A). Считаем: Ля-Си – 2 полутона, Си-До 1 полутон, До-Ре – 2 полутона,
имеем уже 5 полутонов, а нам надо только 4, как быть если между До-Ре 2
полутона а не один. А вот как, мы возьмем только половину от связки
До-Ре, т.е. один интервал как нам и нужно. Такое повышение ноты полтона в
нотной грамоте показываеться знаком Диез (#). Итак, второй нотой нашего
Ля мажора будет До-диез. Находим третью ноту: До-диез-Ре 1 полутон,
Ре-Ми – 2 полутона. Ну вот они 3 полутона, как нам и надо. Имеем все три
ноты Ля мажора: Ля-До-диез-Ми.
Немного об обозначениях аккордов.
Семи нотам присвоены для обозначения следующие буквы. До-C, Ре-D,
Ми-E, Фа-F, Соль-G, Ля-A, Си-H, Си-бемоль-B (отдельное обозначение
этой ноты сложилось исторически). Такими же буквами обозначаються и
аккорды построенные от соответствующих нот, только если аккорд минорный в
обозначении прибавляеться буква - m. Так аккорд Фа мажор обозначаеться
как F, а Фа минор как Fm.
Цифра 7 прибавляемая к обозначению аккорда (Em7)
обозначает, что аккорд имеет четвертый звук. Такие аккорды называют
септаккордами. Интервал между третьей и четвертой нотой септаккорда
равен 3 полутонам, причем это правило как для минорных так и для
мажорных аккордов. Так септаккорд Am7 будет состоять из Ля-До-Ми-Соль. От Ми до Соль как раз 3 полутона: Ми-Фа – 1 полутон, Фа-Соль – 2 полутона.